Министерство культуры и национальной политики Республики Мордовия
430003, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Володарского, 90 а

Романовский Евгений Яковлевич

Заслуженный артист Республики Мордовия
Кандидат искусствоведения


ИСКУССТВО ТЕАТРА КУКОЛ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Театр кукол всегда привлекал человека своей особой магической атмосферой, связанной с чудом оживления неживого предмета - куклы. Представления театров кукол в наши дни смотрят преимущественно дети, но еще в позапрошлом веке, когда не существовало понятия «искусство для детей», он был театром для всех. Более того, сама иерархия официальных и народных театров в этот период не только не знала принятого теперь деления на театр для взрослых и театр для детей, но на театр «живой» и театр кукольный. Долгое время театр кукол развивался параллельно театру живых актеров, пользуясь одинаковым с ним репертуаром, имея практически одинаковый с ним круг зрителей. Может быть по этой причине театральная кукла и специфика ее игры всегда служила метафорическим выражением тех эстетических и профессиональных вопросов бытования искусства, с которыми сталкивался театр человека. Удивительное сходство куклы с живым существом всегда служило поводом для размышлений и более широкого плана, связанных с раздумьями философов о дуализме нашей жизни, марионеточности нашего бытия. С другой стороны, важно отметить тот факт, что до сих пор театральная кукла остается загадкой для теоретиков театра. А. Н. Василькова пишет по этому поводу: «Что представляет собой тело куклы - видно всякому. Что такое кукольная душа - не знает никто: кажется, она окутана еще большей тайной, чем душа человеческая, и тем сильнее эта тайна к себе влечет». Теоретики и практики спорят о ее сущности, о границах ее выразительности, о природе отражения ею реальности человеческого мира. Открытый характер этих вопросов связан и с тем, что в развитии современного театрального искусства доминирует тенденция к диффузии выразительных средств, которая происходит на границах отдельных его видов. Порой спектакль напоминает мозаику, собранную из различных элементов, что естественно ставит вопрос о его видовых границах, о сохранении специфики средств выразительности, и даже о самостоятельном существовании театров в рамках той системы, которая исторически сложилась к сегодняшнему дню. Один из теоретиков театра кукол Е. В. Сперанский отмечал по этому поводу: «. . . театр человека во многих случаях начинает, как бы наступать на позиции театра кукол, говорить его языком, пользоваться его художественным методом, его средствами выражения. Происходит своего рода «агрессия» одного вида театрального зрелища по отношению к другому, и развитие различных видов искусства все больше и больше подчиняется неким общим универсальным законам театра как единого художественного организма, единой художественной природы». Одним из путей выхода из ситуации утраты специфики театра кукол как самостоятельного вида театрального искусства служит поиск особых тем, проблем, средств, подчиненных возможностям главного действующего лица на сцене - театральной играющей куклы. Многочисленные труппы театров кукол в России находят решение этой проблемы через освоение национального репертуара. При этом кто-то стремиться развивать технические возможности куклы, кто-то развивает выразительные стороны актерской игры, кто-то ведет поиск новых режиссерских и художественных решений. Не является исключением и деятельность Государственного театра кукол Республики Мордовия, который в 2008 году отметил свой семидесятилетний юбилей. К сожалению, история этой труппы до сих пор не получила должного освещения в специальных научных исследованиях. Поэтому все, начиная от репертуара, состава труппы, художественного оформления и актерской игры, требует серьезного изучения, поскольку в жизни этого коллектива отражаются специфичные тенденции развития не только всего театра кукол в целом, но особенности бытования национальной культуры Мордовии.

Первые попытки теоретического осмысления специфики театра кукол и его выразительных средств относятся к XIX. Речь, прежде всего, идет о классическом исследовании Ш. Маньяна «История марионеток в Европе с древнейших времен до наших дней». На рубеже XIX - XX вв. особый вклад в развитие этой проблематики внесли теоретические работы из- вестного английского режиссера Г. Крэга. Они во многом повлияли на развитие театроведческой теории театра кукол на современном этапе. Современные теории театра кукол базируются на данных эстетики, культурологии и театральной теории, тем более что анализ значимости и места театра кукол в системе культуры и искусства отчасти является предметом рассмотрения в исследованиях по эстетике и теории культуры (Ю. Б. Борев, Ю. М. Лотман, Н. Б. Маньковская), философии и теории театра (И. М. Андреева, Л. Н. Духанина, С. А. Изволина, Т. В. Котович, П. Пави, А. Павленко и др. ). Необходимо подчеркнуть, что театроведы чаще всего обращаются к частным проблемам театра кукол в случае анализа общетеатральных явлений, особенно когда речь заходит о специфике актерской выразительности. Собственная теория и история театра кукол оформляется в 10-40-е гг. XX в. , когда в общих работах по истории театра и народного фольклора (А. Белецкого, П. Богатырев, В. Всеволодского-Гернгросса, Н. Евреинова) начинают затрагиваться некоторые вопросы становления и развития театра кукол и его выразительного средства - играющей куклы (Н. Д. Бартрам). Тогда же выходят в свет и труды создателей первых профессиональных школ кукольной игры в России Е. С. Деммени, СВ. Образцова, Н. Я. Симонович-Ефимовой. Будучи не только практиками, но и первыми теоретиками театра кукол они уделяли особое внимание развитию театральной куклы, созданию на основе ее традиционных вариантов, используемых в народном театре, новых более выразительных образцов. В ходе многочисленных дискуссий ими обсуждаются вопросы, связанные с расширением репертуара, в связи с чем начинают затрагивать и некоторые теоретические проблемы. Значительный ряд исследователей (И. Еремин, Н. В. Немченко, О. Техновицер, Л. Пумпянский, А. Л. Федотов, В. А. Швембергер) обращается к прикладным вопросам: развитие технических систем кукол и техники актерской игры. Переломным этапом в развитии теории и истории театра кукол становится период 50-80-х гг. Он связан с дискуссией, вызванной бурным развитием новаций, которые, по мнению некоторых теоретиков, ставили под угрозу существование театра кукол как особого вида театрального искусства. В этот период кукольники всего мира начинают совместные поиски новых систем выразительности, которые учитывали бы специфику театра кукол. Этот процесс происходит в рамках многочисленных международных симпозиумах проводимых Международным союзом деятелей театра кукол - УНИМА. Параллельно с этим исследователи активно занимались разработкой его истории и исторический подход можно считать преобладающим в современных исследованиях. Историческая эволюция рассматривается, прежде всего, с точки развития эволюции Национальных технических систем. Среди них наибольшее количество материала относится к марионетке и перчаточной кукле. Отметим исследования В. Е. Гусева, Е. Б. Коренберг, А. П. Кулиш, А. Ф. Некрыловой, К. Ф. Райтаровской, Н. Я. Симано-вич-Ефимовой, И. Н. Соломоник, М. В. Цифринович. Обобщения А. Д. Авдеев, Б. П. Голдовский, С. В. Образцов. Кроме того, многие общие вопросы специфики играющей куклы служит объектом для исследования в работах прикладного и технического характера театра вообще и кукольного театра в частности. Одни из них акцентируют свое внимание на проблемах актерской выразительности и специфике режиссуры (Т. П. Андрианова, М. А. Золотоносов, Е. С. Калмановский, Е. И. Кириллова, Г. В. Морзо-ва, Н. А. Латышева, Е. В. Сперанский и др. ), другие на специфике работы художника в театре кукол и общих вопросах связанных со сценографическим оформлением театрального спектакля (В. И. Березкин, Л. И. Борисовская, В. Н. Михайлова, О. И. Полякова, М. А. Френкель). Но самое главное состоит в том, что следствием многочисленных дискуссий этого периода явилось создание полноценной теории театра кукол, благодаря чему теоретическое изучение и систематизация материалов по истории театральных играющих кукол ведется в контексте общей теории развития этого вида театрального искусства. Отметим несколько крупных исследований в этой области. Работа М. М. Королева «Искусство театра кукол. Основы теории» широко охватывает основные проблемы эстетики театра кукол: сущность, специфики его художественного образа и основных выразительных средств, специфика взаимодействия живого и неживого, жанровая специфика, форма и содержание. В исследовании Н. И. Смирновой «Искусство играющих кукол: Смена театральных систем» рассматриваются внутренние компоненты его стилевых форм, диалектика их смены в контексте философских и эстетических концепций, театрального мышления, характерных для различных периодов истории. Не меньший интерес имеет книга Е. С. Калмановского «Театр кукол, день сегодняшний», в которой рассматривается состояние современной теории и ее взаимосвязь с практикой театра кукол. А. И. Василькова в книге «Душа и тело куклы» исследует природу кукольной условности и ее взаимодействия с человеком, охватывая сферы театрального, эстрадного, кинематографического и театрального бытования. Несмотря на довольно очерченные границы теории театра кукол, одной из проблем в исследованиях остается анализ явлений, происходящих в современных провинциальных театрах, которые ищут свои особые формы выразительности, связанные с тенденцией роста национального самосознания в регионах. Не является исключением и Государственный театр кукол Республики Мордовия. Хотя попытки полноценного анализа театральных явлений в Мордовии и предпринимались начиная с 60-х гг. некоторыми исследователями (Б. Бассаргин, В. С. Бы-жинский, Н. М. Мирская, О. В. Пашутина, Ю. Ф. Юшкин), но искусство театра кукол не стало предметом специального рассмотрения, а в некоторых случаях и упоминания. До сих пор не написана история развития этого коллектива, его постановки лишь изредка получают оценку в печатных рецензиях, но уровень даже этих публикаций не позволяет выявить значимые элементы для анализа национальной специфики. (Впрочем, это явление характерно и для всего театрального искусства Мордовии. ) Поэтому в данном исследовании пришлось опереться на небольшой исторический материал (исследования краеведов), материалы собранные в буклетах, посвященных юбилейным датам в жизни театра, и на собственный анализ его постановок.

Любой театр кукол в силу своего происхождения, длительного периода своего развития в русле народной традиции не может отказаться от отражения исторического и национального бытия той или иной культуры. Исходя из этого, он включен в общую тенденцию процесса «вызова» современной глобализирующейся культуре, стремясь найти опору и сохранить свою специфику путем обращения к выразительности или тематике традиционного народного театра. Но при этом, вырабатывая национально окрашенную индивидуальную стилистику, он активно экспериментирует, ищет свое место в системе современного театрального искусства. В широком смысле все это означает, что театр кукол всегда стремился к отражению широких по охвату тем, раскрывающих специфику человеческого существования, рефлексии окружающей реальности.

Театру кукол, как и всякому другому виду театра свойственен набор общих признаков. Именно эта общность определяет относительную подвижность границ театра кукол. Но его основные эстетические черты остаются неизменными, поскольку их обуславливает искусственно-живая природа этого вида театра. Он обладает особым многообразием технических форм и средств воплощения сценических образов, поскольку основным инструментом здесь останется театральная играющая кукла. Она обладает качествами неодушевленного художественного предмета (кукольная природа) и играющего исполнителя (актерская природа), соединенными в одно целое талантом незримого живого актера.

Кукла - один из интереснейших образов в культуре, который позволял метафорически представить через феномен оживления управляемого неодушевленного объекта тему человеческого бытия в мире, проиллюстрировать взаимозависимость между творцом и его созданием, осознать человеком свое бытие в культуре, рассмотреть процесс творчества и создания художником произведения в искусстве в целом и в театре в частности. Эта метафора связана не только с историей театра человека, она является отражением одной из главных проблем при определении специфики самого театра кукол, который ярко демонстрирует раздвоенность актерской игры, отделенность внешнего образа от актера. Поэтому в основе природы театра кукол лежит диалогичное взаимодействие человека и куклы, игра которых создает единый сценический образ, основанный на соединении живого и неживого в едином пластическом действии. Контраст двух составляющих пластического действия лишь подчеркивает момент оживления неживого существа, создает ситуацию условности и театральности.

Инструментальность и искусственность - два важных качества, которые определяют сущность театральной играющей куклы и способ ее жизни на сцене. Эти ее качества позволяют понять взаимосвязь между технической и выразительной сторонами сценического действия. Диапазон достижения степени обобщения в зрительном образе куклы обозначается понятием «кукольность», которое определяет жизнеподобие ее движенческих качеств и формы. Условная природа куклы вполне соотносима с театральной условной природой актерской игры, что подразумевает наличие у нее особых артистических свойств. Их специфика состоит в том, что кукла не может играть саму себя, а лишь изображает кого-то. Артистичность куклы зависит от точного выбора художником движенческого принципа, а также от совершенства технического исполнения, которое должно обеспечить актеру послушный, гибкий инструмент для создания образа. С этой целью выделяется система динамических средств выразительности, отбор которых способен обеспечить создание полноценного зрительного образа с помощью куклы - жест и мимика куклы.

Свойства театральной играющей куклы определяют особые черты тематики и сюжетики постановок. Театр кукол всегда тяготел к сказочной фантастич ности, к гротеску, к иносказательной форме, метафоричности. Но это не ограничивает поиски нового в современном театре кукол. Возможным путем развития театра кукол на современном этапе становится движение по двум направлениям: новые выразительно-изобразительные возможности куклы; новое в драматургии и жанристике кукольного спектакля. Особенно активно ведется этот такой поиск при обращении к национальному фольклору, когда кукольный театр обращается к традиции, связанной с национальными формами и мышлением культуры, с которой этот театр связан тесными историческими нитями. Поэтому национальные ценности культуры, фольклор в этих условиях дают невероятные возможности для создания абсолютно современных форм кукольных представлений.

Творческий поиск труппы Государственного театра кукол Республики Мордовия может служить примером развития главнейших тенденций театра кукол. Первый этап деятельности этого коллектива относится к 30-м гг. XX века. В спектаклях этой театральной труппы еще сохранялись многие признаки традиционного балаганного театра. Второй этап развития искусства театра кукол в Мордовии относится к кон. 30-х - 40-м гг. XX века. Его характеризует процесс посте пенной профессионализации представлений, а так же институализация самодеятельной труппы в качестве профессионального театра кукол республики. С 1948 года начинается третий этап в истории театра кукол, окончательно завершивший процесс профессионализации труппы. Он охватывает длительный период 50-70 гг. , когда в труппе велся активный поиск своего индивидуального стиля. В театре формируется полностью профессиональный творческий коллектив режиссеров,художников и актеров. В 80-е гг. XX века начался новый этап в развитии Государственного театра кукол Республики Мордовия. Он связан с поиском новых систем игры и формирования репертуара, в связи с изменением условий существования труппы, поскольку в 1979 году театр обрел свое стационарное помещение. Последний (современный этап) в истории Государственного театра кукол Республики Мордовия начался в 90-е гг. XX века и продолжается до сегодняшнего дня.

Начиная с пятидесятых годов, в репертуаре театра кукол Мордовии появляются пьесы в этом жанре, написанные по мотивам мордовского фольклора. Освоение национальной сюжетики потребовало создания оптимальной формы передачи сюжета. Первым этапом развития в этом направлении можно считать появление спектакля на мордовском языке (60-е гг. ), при сохранении ставших традиционными для театра приемов игры с куклой и изобразительного решения действия, связанного с развитием принципа иллюстративности и натурализма. В 60-70-е гг. начался активный поиск новой художественной изобразительности: разнообразные приемы открытой игры живых актеров, психологизм, живописность и музыкальность образов, смелое смешение различных систем кукол в одном спектакле. Постепенно реабилитировалась возможность проблемного изложения, велись поиски новых режиссерских приемов, связанных с психологизацией действия, ростом его условности и иносказательности. В 90-е годы в труппе ведется активный эксперимент: новые технические средства организации сценографического пространства, новые стилевые решения изобразительного ряда, цельность и динамичность кукольного действия, основанную на соединении разнообразных пластических форм в едином пространстве. Изобразительный ряд спектакля зачастую строится аналогично композиционно-живописным приемам, открытым в рамках этно-футуристического направления в изобразительном искусстве Мордовии. Режиссеры открывают знаковые свойства куклы, интерпретируют ее как знак национальной культуры, благодаря чему нереальное органично вплетается в реальное, ритуальное смешивается со сказочным, чем создаются многоуровневые системы смыслов.




Ай да репка! | Айболит | Башмачки для Золушки | Волшебная лампа Аладдина | Волшебный сюлгам | Дочь Вирявы | Золотой цыпленок | Клочки по заулочкам | Кот в сапогах | Кот гусляр | Огниво | Петушок и подсолнух | Приключения охотника Дамая | Проделки козы Дерезы | Солдатский котелок | Сто тысяч почему!!! | Чудеса в решете | Чудо неслыханное | Щуча | Карусель сказок | Новогодняя елка - 2007 | Открытие 68-го сезона | Детский праздник 1 июня 2005 г. | Афиши к спектаклям | Разные фотографии | 50 лет театру | 60 лет театру | 70 лет театру - 1 августа 2008 г. | 75 лет театру - 24 января 2014 г. | Чудо неслыханное | Щуча | 70 лет театру - 1 августа 2008 г. |

© gtkrm.ru, 2004-2017