Купить билет по Пушкинской карте
Государственный театр кукол РМ присоединяется к Всероссийской акции «Россия – наш общий дом»
Государственный театр кукол РМ присоединяется к Всероссийской акции «Россия – наш общий дом»

Вышивка является одним из старинных видов искусства мордовского народа. Её истоки восходят к V – VII векам. Костюм мордовской женщины, несмотря на яркость колорита, отличался стилевым единством и был богато декорирован вышитым геометрическим орнаментом. Мотивы орнамента формировались на протяжении всей истории мордовского этноса и представляли собой сложную знаковую систему, позволяющую составить картину мировоззрений, семейно-брачных и социальных отношений, морально-эстетических норм и вкуса.

Неотъемлемой частью мордовского костюма являются украшения. Восхищает многообразие техник исполнения украшений, при создании которых применялись ковка, литье, тиснение, чеканка, гравировка, зернь. Главным материалом ювелиров была бронза, применялись также сплавы серебра с медью, золота с серебром. В системе женского и мужского костюмов они играли роль своеобразных знаков, определяющих социальный статус владельца, и как амулеты несли магический смысл.

В постановках Государственного театра кукол РМ по мотивам мордовского фольклора присутствуют стилизованные элементы украшений мордовского женского костюма, элементы традиционной вышивки национального костюма мордвы.

Репертуар Государственного театра кукол РМ отражает все многообразие направлений развития этого вида театрального искусства, ориентированных на органичное сочетание новых достижений в области современного искусства с национальной традицией. Не случайно в 2005 году постановлением правительства Республики Мордовия, коллектив этого театра был отнесен к особо ценным культурным объектам наследия народа, проживающего на территории республики.

Начиная с пятидесятых годов, в репертуаре появляются пьесы, написанные по мотивам мордовского фольклора. В 1955 г. М. Ф. Румянцев осуществляет постановку первого национального спектакля «Аринка» по пьесе Ф. Атянина. Музыку к спектаклю написал Заслуженный деятель искусств РСФСР и МАССР, Народный артист МАССР Л. П. Кирюков. С этого времени спектакли, созданные на основе мордовского народного фольклора, получают признание у зрителя.

В 1961 году П. П. Юртайкиной была осуществлена (первая) постановка спектакля на мордовском языке. Это была сказка «Кот-гусляр» по пьесе О. Иртеньевой. В своей новой работе П. П. Юртайкиной — «Приключения охотника Дамая» (по пьесе А. Буртынского и Л. Мамаева) — продолжила дальнейшее развитие в этом направлении.

Режиссер театра Казаченко также, в своем творчестве, неоднократно обращался к национальной драматургии.

В разное время, в основном в семидесятые годы, театр осуществляет постановку спектаклей по мотивам мордовских народных сказок: «Нерадивый портной» Ю. Фридмана, «Летающий зонтик» Ю. Фридмана и В. Казаченко, «Друг мой Вежай» П. Юртайкиной, «Виртян-богатырь» и «Повелительница живой воды Ведява» Е. Плехановой, «Сияжар» по поэме В. Радаева (И. Переслени), «Сказ о Сурской долине» А. Терешкина и другие. Многие из них играются на мордовском языке, но возникает целый ряд новых приемов в передаче национальной темы в этих работах: разнообразные приемы открытой игры живых актеров, чем достигалась живописность и музыкальность образов в спектакле, использование широкого спектра кукольных систем. Примером этого служит один из интереснейших и популярных спектаклей репертуара «Волшебный сюлгам» — пьеса П. Юртайкиной и А. Буртынского на сюжет, основанный на мифах древней мордвы.

В новой редакции спектакль «Приключения охотника Дамая» на финно-угорском фестивале для детей и юношества «ЕН ДЗИРД» («Божественная искорка») в г. Сыктывкар (2002), спектакль был отмечен дипломом степени «За лучшую сценографию» созданную художником-постановщиком Заслуженным художником РМ А. С. Алешкиным. Спустя пять лет (2007) постановка была отмечена еще одним дипломом на фестивале театров кукол Поволжья «Радуга» в г. Самара. Отметим так же, что в этом спектакле театр продолжил традицию плодотворного сотрудничества с мордовскими композиторами. Музыку для него написал засл. работник культуры РФ, засл. деятель искусств и народный артист РМ С. Я. Терханов.

Спектакль на национальную тему «Волшебный сюлгам» в постановке Засл. артистки РМ Л. А. Сидориной получил высокую оценку зрителей, а в 2007 г. диплом первого фестиваля театров кукол Поволжья «И-Волга» в г. Тольятти. В 2008 г. наградой спектаклю стала премия в области театрального искусства Главы Республики Мордовия «За лучшую режиссуру» (JI.A. Си- дорина), «За оригинальную музыку» (В. И. Веряскин).

Из спектаклей, дающих представление о развитии национальной стилистики в репертуаре театра кукол, отметим «Дочь Вирявы», сценарий которого написан А. Аверьяновым по мотивам мордовского фольклора. Спектакль был поставлен Заслуженной артисткой РМ Л. В. Шаховой. Художник этой постановки Заслуженный работник культуры Республики Мордовия Н. В. Кочнева избрала в качестве основы изобразительного решения спектакля принципы активно развивающегося в последние годы в республике живописного этно-футуризма.

В постановке использованы стилизованные элементы украшений мордовского женского костюма, элементы традиционной вышивки национального костюма мордвы, куклы стилизованые в духе традиционной деревянной тавлинской игрушки.

Об уровне новаций в области создания постановки с национальны сюжетом, найденных режиссером, художником и актерами труппы Государственного театра кукол РМ свидетельствуют многочисленные награды, которых была удостоен спектакль «Дочь Вирявы». В 2003 г. на IV Международном финно-угрском фестивале для детей и юношества «ЕН ДЗИРД» («Божественная искорка») в Сыктывкаре постановка получила два диплома: «За лучшую работу художника» и «За высокую эстетику воплощения национальных традиций». В том же году спектакль получил Премию главы Республики Мордовия в области танцевального искусства «За лучшую сценографию». 2004 г. принес диплом лауреата I степени за победу в первом электронном фестивале театрального этно-арта «КУГУ-СОРТА» («Большая свеча») в г. Йошкар-Ола. И, наконец, в 2005 г. спектакль заслужил благодарность Центрального Дома Работников Искусств «За значительный вклад в искусство, за творческое и вдохновенное отношение к своему делу».

Режиссеры Государственного театра кукол РМ открывают знаковые свойства куклы, интерпретируют ее как знак национальной культуры. Национальные ценности культуры, фольклор дают невероятные возможности для создания абсолютно современных форм кукольных представлений. Об этом свидетельствует практика многих театров России, в том числе и Государственного театра кукол Республики Мордовия.

#Россиянашобщийдом #gtkrm